Образ хозяина в отечественной и зарубежной литературе

Готовые работы » Культурология и гуманитарные предметы » Образ хозяина в отечественной и зарубежной литературе
  • Цена за 2012:
    1 200 руб.

Оглавление:

Введение.

1. Образ «хозяина» в художественной литературе.

2. Образ ростовщика в произведении Оноре де Бальзака «Гобсек».

3. Образ предпринимателя-авантюриста в произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души».

4. Сопоставление героев О. де Бальзака и Н.В. Гоголя.

Заключение.

Список литературы.

Фрагменты:

К числу таких стереотипов относятся, например, осмысление мира предпринимательства как некоего «темного царства». В советскую эпоху органы создавался именно такой облик предпринимателя-хозяина своего дела, что обусловило даже особенности преподавания литературы. [...] Деньги в такой классовой трактовке перекрывали дело, становились его сущностью, олицетворением.

Взглянуть на мир предпринимателя-хозяина своего дела с той позиции, которая нехарактерна в критической литературе – цель нашего исследования. Основная задача, поставленная в работе – на примере отечественных и зарубежных художественных произведений, в которых представлен образ предпринимателя, провести сопоставительный анализ различных способов его представления в литературе XIX в. Обнаружить положительные тенденции в изображении образа «хозяина» мы решили на примере таких произведений, которые заведомо рассматривают данный образ как отрицательный. Первый из них – образ Чичикова из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя, как признанного афериста, неудавшегося помещика. Второй – образ Гобсека из одноименного произведения Оноре Де Бальзака, как жадного скупердяя и ростовщика по роду своей деятельности. Данные образы  тем интересны, что само понятие «положительного», на первый взгляд, неприменимо вообще. Мы же постараемся доказать обратное, а именно: герой произведений – не «антигерой», «антигерой» – это его окружение, которое не может и не хочет признавать ум, рискованность, решительность «нового русского» человека, убивая в нем все хорошее, заставляя его вступать на путь жестокого накопительства и авантюризма.

В заключение отметим главное: показывая отрицательный образ «хозяина» русские и зарубежные классики скорее обличали общество, а не героя. В частности, это было показано в описании Чичикова, который при должном признании его способностей, мог и получить богатство, и завоевать авторитет, но только законными способами. И здесь следует остановиться на том, что в современной литературе ситуацию с показом такого героя можно назвать критической.

Итак, подведем некоторую черту под вышесказанным, а именно – отметим те грани, которыми «соприкасаются» главные герои таких непохожих произведений:
1. Общество, окружающее героев. [...].
2. Экономические и социальные составляющие. [...]
3. Оба героя, при всех различиях, очень похожи, что касается точности решений, ума, тяги к рискованным операциям, склонности к авантюризму. [...]

Существует и значительное отличие между героями Бальзака и Гоголя. Это отличие заключается в национальном своеобразии деятельности предпринимателя в той или иной стране. Гоголь очень точно и красочно изобразил реалии современного ему общества. Пытаясь сказать, что российское общество и герой достойны друг друга, автор забывает о том новом предпринимателе, который заступает на место старого. Образ образцового помещика Гоголь пытался изобразить позже во втором томе «Мертвых душ», но это вызвало только нарекания у «передовой» интеллигенции. Напрашивается вывод, в другой стране у Чичикова были бы более радужные финансовые и общественные перспективы.


Культурология и гуманитарные предметы | Литература

« Назад