Репертуар театров Москвы и Петербурга XVII-XIX в.

Готовые работы » Культурология и гуманитарные предметы » Репертуар театров Москвы и Петербурга XVII-XIX в.
  • Цена за 2012:
    800 руб.

Оглавление

Введение

1. Основные репертуарные тенденции в конце XVIII – начале XIX вв.

2. Репертуар московских и столичных театров в XIX веке

Заключение

Список литературы

Фрагменты:

Каждая культурная общность отлична друг от друга по множеству признаков. Под общностью мы понимает некую социальную структуру, обладающую такой культурой, которая, при большом количестве сходных признаков с другими культурами, имеет свои характерные особенности. Например, речь может идти об общем своде правил в каком-либо обществе, но в этом же обществе выделяются группы, правила которой несколько отличны от тех же правил другой группы. Не исключением здесь является и искусство во всем многообразии его видов. Так, например, танцевальное искусство подразумевает единую постановку основных движений или даже необходимых упражнений. Но танцевальное искусство может различаться у разных народностей, разных школ танца, разных преподавателей.

Театральное искусство более консервативно в том наборе жанров и стилей, существующих на данный момент. Однако и здесь мы можем говорить о разных режиссерских подходах, о различных театральных школах и т.п. Но более важным, на наш взгляд, является тот момент, что театральное искусство подчас определяет уровень духовного развития определенной общности людей, и наоборот, духовный уровень часто определяет развитие самого театрального искусства.

В данной работе мы рассмотрим законы духовного состояния и развития театрального искусства на примере двух городов – Санкт-Петербурга и Москвы. Ориентиром для исследования будут служить тенденции, складывающиеся в процессе формирования репертуара в этих двух городах. Сравнивая репертуар театров «двух столиц» на определенном историческом этапе (1770-1880 гг.), можно будет сделать выводы не только об основных тенденциях в духовном развитии общества в Санкт-Петербурге и Москве, но и обозначить основные направления развития театрального искусства в этих городах. При этом речь будет идти как о развитии репертуара, так и о социально-общественных причинах такого развития.

Подведем итог. Во 2-й пол. XVIII – нач. XIX вв. русский театральный процесс был отмечен тем, что в московских театрах демократические настроения были выражены сильнее, чем в столичных. Объяснялось это удаленностью от двора. Однако цензурный гнет все более сковывает инициативу московских театралов, уравнивая их стремления с петербургскими. На протяжении XIX в. (до 1880 г.) репертуар театров более или менее стабилизируется, уменьшается доля премьер в текущем репертуаре, нормализуются темпы его обновления, что благотворно сказывается на уровне подготовки новых спектаклей. В следующий период своей истории столичные театры вступают, естественно, с репертуаром, складывавшимся в прошлые годы. Репертуар предшествующих периодов продолжал занимать весьма заметное место на афише театров не только в начале, но и в конце изучаемого периода.

Русские трагедии и драмы, вошедшие в репертуар в первые десятилетия XIX века, на афише 60-70-х годов уже почти не появляются. Мелодрама, господствовавшая в репертуаре 40-х годов, сходит на нет уже к середине 50-х годов. Более устойчивой, особенно на петербургской сцене, оказалась старинная переводная мелодрама. Старая классическая русская комедия представлена в репертуаре нового периода почти исключительно шедеврами Грибоедова и Гоголя. В конце XIX в. водевиль уходит из репертуара и в Петербурге и в Москве.

Можно сделать вывод, что репертуарные тенденции в московских театрах отличались от петербургских тем, что удаленность от власти Москвы способствовала более-менее свободной театральной деятельности. Московские театры живее реагировали на новинки драматургии, на изменения в театральном деле. Поэтому неудивительно, что в дальнейшем именно в Москве стало возможным появление такого театра-реформатора как МХТ.


Культурология и гуманитарные предметы | Театральное и исполнительские искусства

« Назад