Роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в историческом контексте

Готовые работы » Культурология и гуманитарные предметы » Роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в историческом контексте
  • Цена за 2014:
    1 200 руб.

Фрагменты:

Автор любого художественного произведения, основанного на конкретных исторических фактах, ставится перед выбором: изобразить события с документальной точностью, потеряв при этом некоторую долю творческой задумки, либо последовать путем внесения в текст вымышленных деталей. Такими деталями могут быть вымышленные герои и события, их авторская оценка, отличающаяся от общепризнанной и тому подобное. В некоторых случаях это свидетельствует не столько об особом типе творческого мышления, сколько о недостаточной работе автора с историческими источниками при работе над произведением. В то же время, существует множество художественных произведений, в которых вымысел не только служит для творческого «обрамления» реальных исторических событий, но и является необходимым их дополнением, подчеркивает значение событий, их реальность. Именно такими, по нашему мнению, являются исторические произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Арап Петра Великого». Для удобства исследования мы рассмотрим данные произведения по отдельности, друг за другом, отмечая общий подход автора к изображению исторических событий.

В «Капитанской дочке» главный герой является почти вымышленной стержневой фигурой, которая объединяет в себе исторические портреты и события. Основной портрет – это образ Пугачева, как конкретного исторического лица. Пугачев связан не только с реальными событиями эпохи Екатерины, но и с полувымышленными событиями повести; зависит не только от расстановки социальных сил на данный исторический период, но и от расстановки сил сюжетных.

История Пугачева получается многогранным: он принял имя императора Петра III, убитого в 1762 году во время дворцового переворота. Известно, что принятие царского имени учитывал монархические настроения крестьянства, считавшего, что царь справедлив, а корень всех социальных зол – помещики и чиновники. Легенда о Петре III – «избавителе» – особенно широко распространилась в России в 1762-1773 годы: «[...]», – такое описание Пугачева и его одежды соответствовало народным представлениям о царской внешности.

Сюжетные и психологические мотивы в повести очень сильны, но Пушкин не слишком отходит от реальных образов своих исторических героев. Пытаясь «приблизить» их к реальным, автор, как и в «Арапе Петра Великого», использует множество характерных бытовых деталей, например, фольклор, – пословицы (В животе и смерти бог волен). Главным в историческом контексте «Капитанской дочки» является описание самих событий восстания. Приведем пример такого описания (осада Оренбурга), в котором Пушкин выступает как серьезный и объективный историк: «[...]»

Итак, подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить главное. Документальность исторических произведений А.С. Пушкина включает в себя бытовой облик эпох, язык, согласование предметов изображения с подлинными сведениями, изображение реальных героев и событий. История у Пушкина творится в повседневности, а смысл исторического процесса проявляется в частной судьбе людей, живущих в определенную эпоху.

Примечание: Данный доклад переведен на английский язык:

The author of any book based on concrete historic facts is put before a choice: to represent events with documentary accuracy having lost thus some share of creative thought or to follow by putting invented details into the text. Those invented details can be invented heroes and events, their author's estimation that differs from conventional and so forth. In some cases it testifies not so much to special type of creative thinking, but about insufficient work of the author with historical sources during the work on the book. At the same time, there is a set of works of art in which fiction not only serves for creative «frame» of real historical events, but also is their necessary addition, underlines the value of events, their reality. In our opinion they are A.S.Pushkin's historical works as «The Captain's daughter» and «Negro of Peter the Great». For convenience of research we will consider the given works separately, one after another, marking the general approach of the author to the image of historical events.

Summing up to the above-stated, it is necessary to note the main thing. Problems of the historian and the artist are various, and the relation to an initial material is various too. That could not enter directly, in concise or the processed kind in historical work, could give a push of art thought and to poetic imagination. Documentation of historical products of A.S.Pushkin includes household shape of epoch, language, the coordination of subjects of the image with original data, the image of real heroes and events. The history by Pushkin is created in daily occurrence, and the sense of historical process is shown in private destiny of the people living during a certain epoch.


Культурология и гуманитарные предметы | Литература | Языковые дисциплины | Иностранный язык

« Назад